ТЕМА: «Система подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме"


ЦЕЛЬ: создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося, его мыслительных и творческих способностей, определения в выборе будущей профессии.

ЗАДАЧИ:
– определить возможности для создания условий развития творческих способностей учащихся, определения в выборе профессии;
– обозначить пути совершенствования педагогического мастерства педагогов, как условия реализации творческого потенциала обучающегося;
– разработать основные критерии создания модели выпускника, способного к самоопределению и самореализации в социуме.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- выставка литературы;
- мультимедийные презентации;
- памятки для родителей и учащихся;
- раздаточный материал для МО;
- выставка методических разработок учителей хореографии, руководителей коллективов.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 16.01.2015

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: дискуссия

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

I. Вступительная часть.
1. Регистрация.
2. Официальное начало педсовета. Информация о выполнении решений предыдущего педсовета.
Щербич В.М., директор учреждения образования
«Государственная средняя школа-колледж искусств г.Бобруйска»
II. Проблемное поле.
1. Введение в тему педсовета. Приём «Цель и ожидания».
Вопрос: что вы хотите узнать, получить, дать, изменить?
Участникам педсовета раздаются листочки бумаги и предлагается на них написать свои ожидания. Через некоторое время листочки собираются, зачитываются, приклеиваются к листу ватмана «Цель и ожидания».
2. Основной доклад по теме «Система подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме». Показ презентации.
Зубец Е.В., заместитель директора по учебной работе
3. Выбор профессии – задача со многими неизвестными (взгляд учащихся на выбор профессии). Результаты анкетирования учащихся.
Цель: изучить степень создания условий для развития творческого потенциала учащихся, степень готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии.
Зубец Е.В., заместитель директора по учебной работе
4. Выступление содокладчиков.
- О совершенствовании педагогического мастерства, как условия реализации творческого потенциала учащихся и определения в выборе будущей профессии.
Колпакова Е.О., руководитель МО учителей хореографии
- Об ориентированности образовательной деятельности, направленной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся через индивидуальную и групповую формы работы.
Сергеевич Т.В., учитель хореографии
- Формирование у учащихся навыков работы с детским коллективом на уроках хореографии.
Кузьмицкая М.Е., учитель хореографии
5. Работа творческих групп.
Создание модели выпускника учреждения образования «Государственная средняя школа-колледж искусств г. Бобруйска».
III. Подведение итогов.
IV. Принятие решения педсовета.
V. Рефлексия «Открытый микрофон».
Оправдал ли педсовет Ваши ожидания?




ВЫСТУПЛЕНИЯ ДОКЛАДЧИКОВ


СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ТВОРЧЕСКИ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИУМЕ

Существенные преобразования в научном, техническом, социальном и культурном развитии современного общества влекут за собой постоянные изменения во многих профессиональных отраслях. Это требует от личности умения ориентироваться в различных плоскостях профессиональной сферы и постоянного совершенствования арсенала профессиональных знаний, умений и навыков.
Профессиональное самоопределение личности, предполагающее осознанный выбор человеком своего места в системе социальных отношений и степень самооценки себя как специалиста определённой профессии, изучено в различных аспектах.
Исследования специалистов большей частью посвящены вопросам самоопределения обучающихся в таких профессиональных отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, строительство, сфера обслуживания, здравоохранение, образование. В то же время многие обучающиеся в качестве сферы будущей трудовой деятельности рассматривают профессии из области искусства, которые в силу своей специфики требуют раннего и непрерывного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками.
В настоящее время проблема профессионального самоопределения обучающихся хореографическому искусству в системе общего среднего и специального образования пока ещё не стала предметом специального научного исследования.
С появлением новых видов современного искусства, основанных на синтезе музыки, слова, танца, и проникновением хореографии в различные виды спорта на рынке труда появились новые профессии, связанные с хореографическим искусством непосредственно или опосредованно. Поэтому, сегодня специалисты с хореографическим образованием востребованы не только в профессиональных и любительских хореографических коллективах как танцовщики, балетмейстеры, хореографы, репетиторы, педагоги, этнохореографы, но и в профессиональном и любительском спорте (хореограф, педагог-хореограф), центрах по реабилитации здоровья (танцевальный терапевт, кинезиолог), а также в спортивно-досуговых центрах (аниматоры, тренеры по аэробике, постановщики сценических танцевальных эпизодов и др.), танцевальных школах различного профиля.
Хореографическое искусство как часть культурной сферы за последнее время претерпело радикальные изменения, проявившиеся в расширении жанрового и стилевого многообразия, развитии взаимодействия с другими составляющими системы искусств. Данные тенденции обусловили необходимость совершенствования профессиональной подготовки специалистов многочисленных профессиональных областей хореографии, следовательно, и совершенствования системы хореографического образования. Необходимая в хореографическом образовании ранняя профессионализация актуализирует проблему профессионального самоопределения на этапе общего среднего образования, которое до момента выбора профессии рассматривают как процесс развертывания отношений человека к своей будущей профессии и себе самому как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. Для обучающихся это выявление своего личного уровня профессионально важных качеств, необходимых для овладения будущей специальностью; сознательный подход к утверждению собственной позиции в профессиональном выборе.
Для того чтобы профессиональное самоопределение было максимально результативным, а выбор профессионального пути оптимальным, требуется активная позиция самого человека, являющаяся в юношеском возрасте во многом результатом активизации профессионального самоопределения. При активизации профессиональное самоопределение становится более подвижным и приобретает целенаправленность. Благодаря этому учащиеся с большей интенсивностью осуществляют поиск своего места в мире профессий и вносят осознанные коррективы в «вектор» своего профессионального становления.
В нашем учреждении образования создаются необходимые условия для разностороннего хореографического развития и профессионального самоопределения учащегося в соответствии с его намерениями, индивидуальным темпом развития способностей, потребностями.
Данные возможности образовательного пространства дают импульс к наиболее отчетливому проявлению потребностей и мотивов, ценностных ориентаций, отношений, связанных с профессиональным самоопределением, установлению доминирующих профессионально важных качеств личности и моделированию будущей профессиональной деятельности учащихся в сфере культуры и искусства.
Педагогическими условиями активизации профессионального самоопределения учащихся в школе-колледже искусств являются:
– ориентирование содержания образования на личностно значимые смыслы образования для учащихся и его обогащение посредством включения разнопланового материала, способствующего расширению кругозора, накоплению и систематизации знаний обучающихся о профессиях в сфере культуры, искусства и художественного образования;
– активное введение учащихся в процесс целеполагания, планирования, рефлексии собственной учебной и творческой деятельности и отслеживания личностных достижений в процессе профессионального самоопределения.
Формами проведения текущей аттестации учащихся по данной учебной дисциплине являются блиц-опрос, выполнение творческих заданий на уроке или дома, подготовка устного выступления по определенной теме (в том числе и для проведения занятий в младших классах), тестирование.
Задачи:
– формирование профессиональных представлений в области хореографического искусства;
– оказание педагогической помощи в выявлении и совершенствовании собственных личностных и профессионально значимых качеств, необходимых для успешного профессионального самоопределения;
– повышение уровня психологической компетенции посредством вооружения их соответствующими знаниями, умениями;
– ориентация на адекватный профессиональный выбор;
– стимулирование потребности в самосовершенствовании;
– формирование позитивных установок относительно реализации себя в будущей профессии;
– помощь в выборе траектории профессионального образования.
В процессе обучения применяются разнообразные формы организации занятий с применением активизирующих методов обучения (комбинированные уроки, конференции, «круглые столы», пресс-конференции, индивидуальные и групповые беседы; демонстрации видеофильмов с последующим обсуждением, встречи с представителями отдельных профессий, диспуты, конкурсы и др.).
Под уровнем профессионального самоопределения принято понимать степень самостоятельности и ответственности юношей и девушек в определении и осуществлении жизненных и профессиональных планов, глубину осознания ими смысла выбираемого и осваиваемого труда.
При определении уровня подготовки выпускника необходимо учитывать такие показатели, как:
– степень овладения знаниями, умениями, навыками; показатели личностного развития (как результата образования);
– сформированность познавательных интересов и потребностей;
– развитие интеллектуальной сферы ребенка, волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в различных видах искусств.
Данные показатели были объединены нами в четыре группы, которые явились критериями профессионального самоопределения школьников.
Первый критерий – мотивационноценностный (оценка интересов, потребностей, ценностных ориентаций, связанных с профессиональным самоопределением) – отражает устойчивость мотивов и ценностей, служит выявлению личностного смысла, целей обучения и выражается в потребности в хореографической деятельности.
Второй критерий – когнитивный (знание специфики профессии; знание видов деятельности, связанных с хореографическим искусством; умения, представления, компетенции в области профессиональной сферы хореографического искусства, знание осознанной саморегуляции учебной деятельности) – выражается в глубине познавательных интересов в области непосредственной профессиональной хореографической деятельности и профессиональной деятельности, связанной с хореографией опосредованно; в осознании учащимся своих индивидуальных особенностей, профессионально значимых свойств и адекватной самооценке собственных возможностей применительно к избираемой профессии; в степени владения способами и приемами организации своей учебно-профессиональной деятельности (целеполагание, планирование, коррекция действий, самооценка результатов).
Третий критерий – эмоционально волевой – представлен готовностью учащегося к совершению волевых усилий и реализации этих усилий, знаниями особенностей психических процессов и выбором на основе этих знаний целесообразных способов и приёмов учебной работы, степенью удовлетворенности результатами деятельности и эмоциональным выражением этого состояния.
Четвертому критерию – действенно-практическому (уровень профессионально значимых качеств, степень оперирования приобретенным багажом знаний и умений, конкретные действия по воплощению намеченных профессиональных планов) – соответствуют такие показатели, как интенсивная творческая самостоятельная деятельность, посвящение значительного объема свободного времени предмету профессионального интереса.
Степень проявления каждого показателя позволила определить уровни (высокий, средний и низкий) развития профессионального самоопределения выпускников.
Косвенными показателями активизации профессионального самоопределения учащихся являлись также результативность конкурсных выступлений на различном уровне (международном, республиканском, областном, городском), качество успеваемости и количество учащихся, продолживших свое профессиональное хореографическое образование в высших учебных заведениях.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ – ЗАДАЧА СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ (ВЗГЛЯД УЧАЩИХСЯ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ). РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Проблема выбора профессии стоит перед детьми всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.
Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи.
Поэтому профориентация учащихся по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди учащихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
Говоря о профориентационной работе в нашем учреждении образования мы, конечно же, подразумеваем работу, направленную на получение специальности в сфере хореографического искусства.
Жизнь – это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь. Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое?
Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда? Но только на первый взгляд.
С таким вопросами по этой проблеме я обратилась к учащимся нашей школы.
Вопрос для учащихся: Вы выбираете профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно...
Продолжите фразу
- задуматься о будущем
- выбрать работу по душе
- найти свое место в жизни
- попробовать себя в разных профессиях
Эти слова дети уже слышали – и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию.
Может быть, учителям иногда просто некогда подбирать другие слова, а папа с мамой не всегда умеют это сделать, поэтому пользуются привычными формулировками. Но дети признались: ведь они бунтуют всего лишь против слов, а сами, конечно понимают, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.
Судя по некоторым социологическим опросам, по меньшей мере, каждый третий любит свою работу и хотел бы всю жизнь заниматься только ею. За что любит – другой вопрос. В каждом деле есть элементы приятные и не очень приятные.
Вот и учащиеся школы-колледжа считают, что выбрать ту одну единственную профессию сложно, и что осознанно ее можно выбрать только к 22-23 годам и то если попробовать себя в нескольких профессиях. По опросу из 20 учащихся III курса семеро учащихся будут продолжать обучение на уровне высшего образования по специальности «Хореография», пойдут работать - 4 человека, а будут обучаться другим профессиям - 9 человек.
Выбор профессии – задача со многими неизвестными.
При поступлении в наше учреждение образования немалая часть абитуриентов руководствуется таким смыслом, мол я тут учился все школьные годы, здесь маленький конкурс, рядом дом, все знакомые учителя и одноклассники. Вот и подают документы.
Каков будет результат к концу обучения? Можно, наверное, предсказать отдаленный результат: это инженеры, не любящие технику, ученые, не любящие науку, агрономы, не любящие землю, учителя, не любящие свою профессию и танцор, который не любит танец так как необходимо. Пойдут разочарования, неудачи, внутренние конфликты, и это обязательно скажется на характере человека. Или он, борясь с совестью, сделается раздражительным, мрачным, угрюмым, или, наоборот, отметет совесть и превратится в бездельника.
К сожалению, еще нет верного способа, глядя со стороны, отобрать только тех, кто сознательно выбрал именно ту профессию, которую дают здесь. Вы и сами понимаете, что это не могут сделать никакие экзамены. Ответить может только сам выбирающий профессию, каждый в отдельности, если будет честен перед собой и перед теми, кто вместе с ним сдает документы в приемную комиссию.
Среди учащихся было проведено анкетирование:

Анкета
1. Назовите 10 наиболее привлекательных для Вас профессий.
(актер, артист, хореограф, переводчик, юрист, врач, дизайнер)
2. Назовите преимущества вашей будущей профессии.
(работа с людьми, карьерный рост, возможность путешествия, общение с детьми, быть всегда в форме)
3. Назовите минусы вашей будущей профессии.
(переутомление, травмы, нехватка времени, усталость, малый заработок)
4. Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии.
(терпимость, ум, настойчивость, внешний вид, оптимизм, целеустремленность, ответственность, трудолюбие)
5. Назовите ваши качества характера, которые могут вам помешать, приобрести любимую профессию.
(вредный характер, неусидчивость, страх, вспыльчивость, лень)
Что, либо кто повлиял на вас в выборе поступления в группы колледжа?
- Родители - 21%
- Родственники - 3%
- Педагоги - 10%
- Друзья - 6%
- Знакомые - 1%
- Книги и фильмы - 14%
- Жизненные обстоятельства - 15%
- Способности - 30%
Исходя из вышеизложенного хочется сказать, что выбрать профессию - дело непростое, и наша задача всех, родителей, учителей помочь ребенку в выборе, протянуть ему руку помощи, поддержать, зарядить, направить. Чтобы когда он вырастит ему хотелось идти на работу утром, а вечером – домой.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА, КАК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Свое выступление я хочу начать со слов Аристотеля:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности происходит изменение ценностных ориентаций, что требует нового подхода и к формированию личности современного учителя.
Так что же такое профессиональная компетентность педагога?
Профессионализм-это достижение высокого уровня педагогического труда (деятельности, общения, личности педагога). Именно профессионализм учителя рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования.
Учитель – всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство детским коллективом обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог – образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на доступный для подражания образец.
Всем нам известны профессиональные качества учителя!
И прежде всего, это интерес и любовь к детям, увлеченность, дисциплинированность, зрелость и наблюдательность, педагогический такт, оптимизм и воображение, организаторские способности.
Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует способности перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Уметь извлекать и пользоваться информацией, анализировать, самообразовываться и самосовершенствоваться.
Сегодня существует множество методов выявления уровня профессиональной компетентности педагога (диагностирование, тестирование, анализ учебной деятельности и изучения механизмов развития (самообразование, повышение квалификации, активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях, создание собственных публикаций, обобщение опыта и самоанализ).
Автор многих методических пособий для педагогов В.М. Лизинский высказал непреложную истину «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. И основное влияние на формирование учительского профессионализма оказывает именно самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:
— постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
— изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
— ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.
Самообразование, как необходимое условие для совершенствования личностных и профессиональных качеств и навыков, осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим педагогом.
Именно ппрофессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – основные условия для формирования компетентности и авторитета педагога.
Структура профессиональной компетентности учителя раскрывается через педагогические умения. Наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, умение подвергать факты и явления теоретическому анализу.
Педагогические умения объединяют в четыре группы:
1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Следующим не менее важным аспектом деятельности учителя является вопрос о педагогических способностях. Их определяют как индивидуальные, устойчивые характеристики личности, состоящие из специфической чувствительности к объекту, процессу и результатам, позволяющим находить продуктивные способы решения задач в конкретных условиях. Педагогические способности рассматриваются в качестве функционирующей системы, поэтому главным критерием способностей выступает результат деятельности.

Профессионализм и профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста и потенциала эффективности трудовой деятельности. Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, выделяется четыре вида профессиональной компетентности:
1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности называют способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Выделяют следующие компоненты профессиональной компетентности педагога:
Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
Функциональный (от лат. functio - исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.
Коммуникативный (от лат. communico - связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
Рефлексивный (от позднелат. reflexio - обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.
Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.
Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом - это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности.
Как же проанализировать качество и дать оценку деятельности учителя?
Хочу отметить, что сегодня учеными, методистами, работниками образовательных учреждений накоплен огромный аналитический материал, но до сих пор четких и научно обоснованных критериев оценки труда педагогов не существует.
Это происходит по трем причинам:
Во-первых, критериями становится все, что каким-то образом связано с особенностями педагогической деятельности, и забывается, что критериями являются только отличительные признаки труда педагога.
Во-вторых, авторами, дающими перечень разнообразных критериев, как бы не до конца выдерживается принцип деятельности, логической упорядоченности, выявления доли каждого из элементов в системе целого.
В-третьих, рекомендации по выбору критериев не сопровождаются анализом аттестации других специалистов, чей труд также является творческим.
Сейчас на экране вы видите уровни качества педагогической деятельности и можете самостоятельно проанализировать свой уровень преподавания.
Нормативный уровень характерен для преподавателей, ориентированных на стандарт, эталонное качество педагогической деятельности, стремящихся к его сохранению и поддержанию.
Преобразующий уровень качества предполагает достижение позитивного результата педагогической деятельности за счет освоения и поиска нового, которое уже, как правило, где-то, кем-то реализуется. Преподаватели, работающие на этом уровне качества, более полно отражают свою индивидуальность в педагогической деятельности, для них характерен ориентир на нормы индивидуального прогресса.
Творческий уровень – в большей степени ориентирован на нормы, идеалы, устанавливающие перспективные цели в данном виде деятельности, и индивидуальные нормы. Он характерен для преподавателей, занимающихся исследовательской работой, имеющих собственные методики преподавания, постоянно находящихся в творческом поиске.
Уровень системно-моделирующего творчества соответствует высшему мастерству преподавателя, когда его внимание сфокусировано на личности обучаемого, когда преподаватель превращает учебный предмет в средство формирования творческой личности обучаемого, способной к профессиональному и личностному самоутверждению.
Профессия учителя – одна из самых внутренне противоречивых. Если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции общественного опыта, то в современной школе от учителя ожидают решение задачи проектирования и управления процессом индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного учащегося. Соответственно на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование и т.д.
И важным компонентом практической реализации такой деятельности является способность к профессиональной рефлексии. Рефлексивный учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт профессионал. Это внимательный слушатель, умный наблюдатель, проницательный собеседник. Это «вечный ученик своей профессии».
Рефлексивно думать для учителя значит – сначала попытаться понять, кем является другой человек – его ученик. Затем представить, какими могут быть перспективы его развития, и уже тогда решить, какой именно должна быть данная ситуация, чтобы она стимулировала его к развитию. Только так учитель может реально, а не на словах решать свою главную профессиональную задачу воспитания подрастающего человека.
Вот несколько золотых правил педагога:
Быть педагогом – значит всегда быть на высоте: иметь выдержку; используя голос, не использовать крика; безупречно выглядеть, грамотно и доступно выражать свои мысли.
? Педагог должен уметь не только увлекать людей, быть интересным, но и сам интересоваться теми, кого он обучает.
? Управлять потоком воздействий на ребенка, уметь видеть больше, чем все остальные, обладать незаурядными умственными способностями.
? Так как педагогика требует больших сил и энергетических затрат, необходимо время на релаксацию, отдых и повышение квалификации.
? Педагог должен обладать терпением и верой в позитивный результат, как необходимое условие нашей деятельности.
? Всегда осмысливать собственный опыт.
Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства, тем проще педагогу развивать творческие способности учащихся и прививать им любовь к своему предмету и учёбе в целом.
Влияние личности педагога на воспитанников трудно переоценить: достаточно вспомнить деление людей на тех, кто всю жизнь вспоминает с теплотой о своих учителях, и тех, кто вспоминать не хочет.
И помните, что учитель 21 века — это:
? гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
? умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
? умеющий организовать рефлексивную деятельность;
? обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

В заключении хочу рассказать вам притчу:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»
А сам подумал: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.

ОБ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЮ УЧАЩИХСЯ, ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ И ГРУППОВУЮ ФОРМЫ РАБОТЫ

Современное общество, современный работодатель требует от образования не только образованного и грамотного специалиста, но и специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде.
Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира. И хотя для каждого человека значим его собственный мир восприятия окружающей действительности, и человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания, но он стремится к самопознанию и самореализации, а также обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию. А реализовать себя человек может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.
Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. Самосовершенствование происходит на основе взаимодействия со средой другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека и достигается в результате прямых или скрытых контактов.
В современном обществе имеется великое множество факторов влияющих на формирование личностей человека, причем как положительно, так и отрицательно. Как направить этот процесс в положительное русло? Кто и какие шаги должен для этого предпринимать? Речь, по существу, идет о поиске путей влияния на процесс социализации ребенка. Что такое социализация и от чего она зависит?
Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знание, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация детей - это процесс, при котором они усваивают поведение, мотивы, навыки, ценности, нормы и убеждения, которые свойственны их культуре и считаются желательными и необходимыми. В качестве агентов социализация детей выделяет людей и социальные институты, которые включены в этот процесс. К ним относятся родители, сверстники, учителя, представители телевидения, церкви и т.д. Социализация детей зависит от всех этих факторов. Большое влияние на ребенка оказывает школа. На мой взгляд, учебное заведение может помочь решить эту проблему, научить своего выпускника умению общаться, умению работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства.
Эта задача может быть решена посредством использования трех организационных форм обучения: индивидуальной, групповой и фронтальной.
На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до 16 века основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая. А с 19 века, когда ведущей в массовой школе стала классно-урочная система, преобладает фронтальная. В 20-е годы в советской школе была групповая форма обучения. В начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной системе. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспитательные возможности индивидуальной и групповой работы явно недооцениваются.
Индивидуализация понимается рядом авторов как практическая организация педагогического процесса, с учетом принципов индивидуализации, строящихся на индивидуальном подходе как дидактическом принципе в процессе обучения.
Во втором десятилетии прошлого века на фоне духовной депрессии, вызванной первой мировой войной, в Европе получила широкое распространение индивидуальная психология, в основе которой лежит идея компенсации, т.е. преодоления биологической слабости человеческого существа. Данное направление в психологии оказало сильное влияние на педагогику, социологию и психологию.
Таким образом, изучение индивидуальных особенностей учащихся и проблемы их учета в процессе образования уходят в глубокое прошлое. Пожалуй, самый идеальный вариант учета индивидуальных особенностей существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания.
В это время педагог, работая с очень небольшим количеством учеников, мог строить процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств личности, выработки у нее определенных умений и навыков. С распространением массового обучения (при работе с десятками учеников) учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами учеников, он должен был добиваться высокого уровня обучения каждого ученика.
Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода.
В педагогической теории индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он понимается как значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов.
Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника.
Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика.
В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.
Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.
Наиболее же ёмкое определение индивидуализации обучения дала Инге Унт. Она понимает её как учет в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того какие особенности и в какой мере учитываются.
Инге Унт также считает, что на практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента); иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья); индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.
Также индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования, построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая - создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся, и третья - формирование различных типов школ и классов.
Создание учебных планов и программ, создание различных направлений в обучении неизменно учитывает индивидуальные особенности, но носит скорее общий характер, объединяет учеников в группы по какому-либо признаку, то есть имеет место уже дифференциация.
Разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы, укомплектование школ по профилям осуществляется в соответствии со склонностями и интересами учащихся. Учащиеся получают общее среднее образование по всем предметам типового учебного плана и более глубокие в области основ науки, которая имеет теоретическое значение для избранной специальности. Большое внимание уделяется постановке преподавания профильных предметов. В такой трактовке дифференциация выступает как средство индивидуализации обучения.
В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств. Однако, надо иметь ввиду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы ведется дифференциация по возрастному, половому, национальному и другим признакам. Тем самым осуществляется дифференцированный подход, который подразумевает, с одной стороны, опираться на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с другой, обнаруживал «зону их ближайшего развития», постепенно переводить их к более совершенному овладению знаниями и способами их приобретения. Этот подход опирается на гуманистическую основу воспитания и дает перспективу в развитии каждого ученика.
Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить типологические особенности учеников, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно.
Наибольшие трудности в этом плане испытывают начинающие учителя. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников, то есть должен обладать качествами отличного психолога.
Рассмотрим этот фактор более подробно, затронув типы темперамента учеников, а также некоторые индивидуальные особенности. Так, холерик обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью, сильно подвижной выразительной мимикой, жесты его порывисты, он вспыльчив, суетлив, нетерпелив. Если ярко выраженный холерик сидит за партой, он всегда готов вскочить; если выполняет интересную или важную для него работу, он - все внимание, все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно. Сангвиник говорит громко, быстро, отчетливо, сопровождает речь выразительными жестами и мимикой, он весел, энергичен, деловит. Сидит за партой обычно непринужденно. Необходимо постоянно поддерживать интерес сангвиников. Если им скучно, они начинают играть с ручками, карандашами и т.д. или заниматься посторонними делами. Речь флегматика спокойна, равномерна, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики; флегматик спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен. За партой сидит спокойно, непринужденно, не вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу. Меланхолик обладает слабой неритмичной речью, иногда снижающейся до шепота, стеснителен, застенчив, малоактивен, робок, необщителен. Голова часто опущена, подбородок втянут. Внешне ребенок спокоен, его можно принять за флегматика. Однако беседы с родителями, близкими помогут узнать, что он сильно переживает из-за неудач: впадает в уныние, плачет, плохо спит и т.д. На уроке экстраверты обычно вступают в разговор, сидя за партой. Интроверты же предпочитают поднять руку или ждать когда их спросят. Экстраверты, особенно холерики, не любят письменных видов работ, избегают их, часто не доделывают, не пользуются черновиками. Интроверты же больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу.
Стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать. Экстраверты испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебно-речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать. Интроверты же, наоборот, испытывают дискомфорт в новых, необычных для них ситуациях, а на этапе повторения, при реализации тех типов ситуаций, в которых у них накопился опыт общения, чувствуют себя довольно уверенно, творчески решают задачи. Экстраверты, прежде всего мальчики, предпочитают учебно-речевые ситуации, на фоне которых происходит быстрая смена сюжета, проигрывая которые можно подвигаться, т.е. учебно-речевые ситуации, которые можно охарактеризовать как «динамичные», а интроверты (чаще всего девочки) - «статичные». Большинство интровертов испытывает дискомфорт в тех ситуациях, в которых им приходится выступать перед большой или незнакомой аудиторией, а также при решении коммуникативных задач начала разговора, его поддержания. Школьники с низкой самооценкой не смотрят прямо, в лицо партнеру или учителю, взгляд их скользит или снизу вверх, или в сторону от партнера, или же фиксирован на какой-либо точке пространства, движения неритмичные. У доски такие дети часто переминаются с ноги на ногу, носки повернуты внутрь. Учащиеся, которые переоценивают себя, смотрят вокруг оценивающе, прищурив глаза, сидят за партой расслабленно, откинувшись назад, голова высоко поднята. У школьников, уверенных в себе, спокойные, широкие, ритмичные движения: они прямо смотрят в лицо учителю, партнеру; у доски не переминаются с ноги на ногу. При определении психологических особенностей учащихся важно соблюдать некоторые правила, например: не принимать реакции мимики и жестов на внешние физические раздражители за проявление внутренних психических состояний, не делать выводов на основании одной детали, не принимать проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации, не рассматривать внешнюю компенсацию физических недостатков за показатель настоящего состояния (так прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а не презрительностью).
Рассмотрим преимущества групповой формы обучения.
1. Позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижения, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих одноклассников, себя.
2. Готовит к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды путем развития их сознания.
3. Обеспечивает высокое качество знаний по изучаемому предмету, многократное повторение изучаемого материала, обучение друг друга, опорные конспекты - это только некоторые приемы, повышающие качество знаний.
4. Максимально развивает индивидуальные способности каждого. Разнообразие форм обучения и мотивация позволяют развивать коммуникативные и познавательные умения.
5. Разнообразие форм позволяет учащимся осваивать новые для них роли: учителя, консультанта, участника групповой работы. Выполнение этих ролей способствует пониманию процесса, происходящих внутри учебной группы, готовит к самоуправлению.
6. Формирует мотивы, потребности, жизненные цели с гуманистическим содержанием. Формируются новые качества, необходимые для сотрудничества: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения, раскрывается обаяние человеческой личности.
Традиционное же педагогическое воздействие групповых форм обучения направлено на выполнение образовательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых. К групповой работе нужно готовить и ученика и педагога, законам этого жанра нужно специально обучать. Вывод из этого следует очень простой: прежде чем групповая работа на уроке станет формой организации учебной деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности. То есть сначала нужно найти время для того, что бы научить ребят работать в группе, и лишь за тем предлагать в групповой форме решать учебные задачи.


ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ

Профессия педагога требует от человека определённых навыков и умений вне зависимости от «узкой специализации». Будь то математика, рисование или хореография – одинаково необходимо учителю входить в класс, обращаться к детям, обучать их, а также выполнять тот огромный перечень действий, который направлен на изучение предмета, на владение определённым количеством знаний (или умений) по данному предмету и, что немаловажно, на воспитание и развитие ребёнка. И, безусловно, учитель хореографии, равно как и руководитель хореографического коллектива, должен выполнять все те же действия, что и любой другой учитель, владеть теми же приёмами педагогической техники.
Многие из педагогических приёмов, форм и методов работы с детьми учащиеся колледжа постигают, пробуют и применяют уже с первых уроков специального цикла. Для этого при изучении различных элементов педагог сразу же объясняет учащимся, каким образом данный элемент необходимо учить с детьми различного возраста: несколько уроков движение выполняется в том виде, в котором оно изучается с детьми на начальном этапе обучения. Движение отличается по следующим признакам:
• по технике исполнения – например, plie изучается по 1-й и 2-й позиции и только в последующем обучении по 5-й позиции. 4-я позиция отдельно и в движениях изучается самая последняя. Battement jete первоначально изучается с остановкой в точке pointe и уже потом – без фиксации промежуточных положений;
• по темпу и скорости исполнения – в данном случае музыкальное сопровождение используется в среднем темпе, а в последующем исполнении (по мере усвоения движения) – в более быстром;
• по музыкальной раскладке – первоначально каждое отдельное движение выполняется на несколько тактов, либо четвертей. Потом – на один такт, либо на одну четверть. Далее музыкальная раскладка используется в соответствии с требованиями по скорости исполнения различных движений.
Следующим методом является самостоятельное составление учащимися простейших комбинаций на основе изученных движений. Этот метод позволяет педагогу выявлять недостатки при построении комбинаций и исправлять их на месте, а не по истечении времени, когда эти проблемы приобретут характер сложившихся стереотипов. Эта форма работы используется на уроках классического и народного танца. Некоторые педагоги используют эту форму работы на уроках современного танца. Однако это сопряжено с трудностями, поскольку данный предмет является обзорным и количество часов не всегда позволяет учащимся овладеть предметом до той степени, чтобы оперировать элементами достаточно свободно.
Следующей формой работы в данном направлении является метод «поиска ошибок», который заключается в том, что одни учащиеся наблюдают за работой других. При этом они выявляют ошибки исполнения и, либо устно объясняют свои выводы, либо выставляют оценки (так же объясняя причины выставления того или иного балла).
Однако наиболее действенным методом формирования у учащихся навыков работы с детским коллективом на уроках хореографии является проведение учениками какой-либо части урока. Педагог присутствует при этом и по окончании (либо в процессе) «работы ученика» поправляет его, делает необходимые рекомендации, подсказывает более правильные формы и методы достижения необходимого результата.
Все эти формы и методы формирования у учащихся навыков работы с детским коллективом на уроках применяются уже на I курсе. В последующем обучении, в программе появляются специальные предметы, каждый из которых продолжает развивать все вышеперечисленные формы работы: «композиция и постановка танца» - помогает научиться комбинировать движения, элементы, рисунки; «методика работы с детским коллективом» - учит подбирать формы работы для детей разного возраста; этому же – наряду с приёмами эмоционального и педагогического воздействия – учат такие предметы, как «педагогика» и «психология». Одним из самых важных предметов в вопросе воспитания будущего педагога по хореографии является «методика преподавания танца». Нельзя сбрасывать со счетов и такие предметы, как педагогическая и сценическая практика, благодаря которым учащиеся применяют все полученные знания и умения на практике, при этом имеют возможность получить помощь педагога. То есть, ещё во время обучения учащиеся получают возможность попробовать себя в работе, исправить ошибки, либо понять путь их исправления, получить практический опыт. «Бальзамом» прозвучали как-то раз слова одной из наших учениц: «Я поймала себя на том, что на уроке говорю вашими словами». Значит, наши слова таки попадают им в уши.


 НАЗАД 


наша память вечна


image



 

9 мая 2017 года исполнилось 72 года со дня Великой Победы. С тех пор  выросли целые поколения, для которых Великая Отечественная война – далекая история. 

Но  долг перед погибшими и пережившими войну не позволяют нам забыть эти трагические события. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом.

Узнать больше 

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ


Могилёвская область


Столетия назад через восточные земли Беларуси пролегал знаменитый торговый путь "из варяг в греки", частью которого был Днепр – одна из крупнейших рек Европы. Уже с ХII-XIII веков здесь известны города Мстиславль (1135), Кричев и Пропойск (Славгород) (1136), Могилев (1267)… Позже Могилевская губерния стала излюбленным местом императоров: Екатерина II дарила здешние имения фаворитам, а Николай II в годы Первой мировой войны сделал Могилев Cтавкой Верховного главнокомандующего. Среди многих достопримечательностей региона – прекрасные памятники архитектуры губернского Могилева, замок XVII века и уникальная синагога в Быхове, дворцово-парковый ансамбль в Жиличах, дворец Потемкина в Кричеве, Пустынский монастырь, древний Мстиславль, Бобруйская крепость

          belarus.by              

полезные ссылки








архив

ГОД НАУКИ

Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко 23.12.2016 г. подписал указ № 481 "Об объявлении 2017 года Годом науки".  Основной целью данного решения является повышение статуса ученого и роли науки в выполнении задач социально-экономического развития cтраны, создания благоприятных условий для сохранения научного потенциала Республики Беларусь. Правительству поручено разработать  республиканский план мероприятий по проведению в 2017 году Года науки, отражающий взаимодействие науки с социальной сферой, отраслями экономики, инновационную деятельность, международное научно-техническое сотрудничество. Реализация плана мероприятий будет способствовать развитию отечественных научных школ, вузовской и отраслевой науки для обеспечения устойчивого экономического роста страны, приумножению научного потенциала Беларуси, поддержке творчески мыслящих молодых ученых и специалистов.

belta.by

213817, Могилёвская область, г. Бобруйск, ул. Ковзана, 36-А, тел. (+375225) 76-30-65, e-mail: gkdance@yandex.by

Все права защищены. Свидетельство о государственной регистрации № 7141404393 от 11.11.2014

html counterсчетчик посетителей сайта